Некоторые выезды на ЧС сотрудников Центроспаса в 2009 году

"Хромая лошадь"

5 декабря в ночном клубе «Хромая лошадь» города Пермь произошло возгорание из-за несоблюдения техники безопасности и использования пиротехники в месте, не предназначенном для проведения фейерверков. В результате пожара по официальным данным (на 12 ч. 8 декабря) погибло 118 человек, более ста получили серьёзные травмы и находятся в тяжелом состоянии. Медперсонал службы аэромобильного госпиталя и организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях отряда Центроспас 5 и 6 декабря работал в особом режиме. Во время транспортировки пострадавших самолётами МЧС России 12 высококвалифицированных специалистов обеспечивали медицинскую помощь раненым, используя специальные медицинские модули. За 4 рейса в клиники Москвы было доставлено 47 пострадавших. Руководитель оперативной группы Игорь Якиревич отметил, что пострадавшие получили ожоги верхних дыхательных путей и кожи различной степени тяжести.

Землетрясение на Суматре. Индонезия.

30 сентября в 17 ч.16 м. по местному времени в районе индонезийского острова Суматра произошло сильнейшее землетрясение, магнитуда которого, по разным данным, составила от 7.6 - 7.9. Эпицентр подземных толчков был расположен в море - в 53 км к северо-западу от прибрежного города Паданг - административного центра провинции Западная Суматра с населением 900 тысяч человек. Землетрясение повредило тысячи зданий, в том числе отели и больницы, разрушило несколько мостов и стало причиной пожаров. Нарушено также электро- и водоснабжение, повреждена инфраструктура международного аэропорта. Наибольшие повреждения получили крупные здания: офисные строения, торговые центры. Для оказания помощи пострадавшим утром 2 октября на Суматру вылетели два самолёта МЧС России. В составе оперативной группы в зону ЧС первым бортом были направлены 36 сотрудников отряда Центроспас. Это спасатели, кинологи, инженеры, связисты. Вторым бортом в район бедствия вылетели ещё 33 человека: медицинские работники и специалисты аэромобильного госпиталя. По информации заместителя начальника отряда Центроспас В.Д.Легошина, возглавляющего оперативную группу отряда, 3 октября спасатели приступили к поисково-спасательным работам в административном центре Париаман. В Паданге были обследованы завалы гостиницы «Джакарта». Пострадавших не обнаружено. Пострадавшие из отдалённых и труднодоступных местностей этого округа были доставлены в аэромобильный госпиталь отряда Центроспас. По запросу международного полевого координационного центра OSOCC два КАМАЗа с водителями и четыре спасателя были задействованы местными органами управления в ЧС для демобилизации международных поисково-спасательных отрядов (31 отряд из 17 стран мира, всего 688 человек и 77 поисковых собак). Два КАМАЗа с водителями работали по доставке гуманитарных грузов населению. Аэромобильный госпиталь (старший – заместитель начальника отряда Центроспас А.С. Иванюсь) базировался в населённом пункте Париаман в 70 км. северо-западнее г. Паданг. Утром 5 октября госпиталь начал приём раненых и больных, их стационарное и амбулаторное лечение. Большинство пострадавших, обратившихся к российским врачам, пациенты с обострившимися терапевтическими болезнями и застарелыми травмами: переломами, инфицированными ранами. За четыре дня квалифицированную медицинскую помощь получили 490 человек. Большая часть из них (190) – дети. Принято 138 терапевтических и 107 хирургических больных. Проведено 29 операций. 11 больных  находились в реанимационном отделении.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.

17 августа в 04.15 по московскому времени на Саяно-Шушенской ГЭС произошло разрушение и затопление машинного зала гидроэлектростанции. Один из гидроагрегатов разрушен. Работа станции была полностью остановлена. В 14.00 с подмосковного аэродрома «Раменское» в зону ЧС вылетел транспортный самолет Ил-76 МЧС России, на борту которого находилось 20 спасателей отряда Центроспас, а также специальная техника и оперативная группа МЧС России. Следом за ними на ликвидацию последствий аварии были направлены 6 водолазов отряда. 18 августа для ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенскую ГЭС были направлены ещё 26 специалистов и 10 водолазов отряда Центроспас. Работа на ЧС была крайне тяжёлая. Спасатели работали не только по расчистке завалов после обрушения и поиску людей, но и проводили восстановительные работы на блоках ГЭС, которые наименее подверглись разрушению. Применялись практически все навыки спасателей. Им приходилось работать звеньями химзащиты, осуществлять водолазные работы, использовать альпинистское снаряжение. Все работы проводились совместно с поисково-спасательными службами Сибирского региона, 294 центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», другими спасательными подразделениями. За время работы водолазы отряда Центроспас провели 32 спуска на глубины до 30м. Спасателями МЧС обследовано 90 % территории здания ГЭС. 14 человек госпитализировано. Обнаружено 68 погибших.

Поиск пропавших детей в Республике Коми.

9 июня в 12 ч. 25 м. с аэродрома «Жуковский» в Республику Коми на поиск пропавших детей вылетел самолёт ИЛ-76. В составе оперативной группы МЧС России – 28 сотрудников отряда Центроспас. Среди них кинологи, спасатели, врачи, технические специалисты. С учётом особенностей рельефа местности и характером поисковых работ, группа оснащена мотовездеходом, снегоболотоходом, автомобилями УАЗ и КамАЗ.

Дорожно-транспортное происшествие во Вьетнаме.

1 марта на узкой горной дороге перевернулся и упал в обрыв автобус с российскими туристами. Семь человек скончались на месте трагедии, 14 находятся в больницах г. Хошимина. Местные врачи оценивают их состояние как средней тяжести. Утром 14 марта на самолёте ИЛ-76 за рубеж вылетели врачи отряда Центроспас, оперативная группа МЧС России, медицинский персонал ВЦМК «Защита», психологи, родственники пострадавших, представители Федерального медико-биологического агентства и ФГУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минзравсоцразвития России. Всего 38 человек. Российские специалисты должны были оказать квалифицированную помощь пострадавшим, перевезти на Родину попавших в аварию людей и тела погибших. На борт загрузили уникальный мобильный модуль, который находится только в оснащении отряда Центроспас и не имеет аналогов в мире. В самолёте могут разместить 20 реанимационных мест для эвакуации тяжелых пострадавших. В комплект модуля входит съемный портативный аппарат для доставки пострадавших внутрь самолета или вертолета, дифибрилятор с двойной функцией мониторирования сердечно-сосудистой системы и 2 аппарата искусственной вентиляции легких. Один из них – для вентиляции легких в условиях перелета и при транспортировке на автомобилях в стационар. Также имеются кардиомонитор, оборудование для подогрева растворов и дозированного введения лекарственных медикаментов. Могут использоваться специальные матрацы для придания необходимой позы во время транспортировки больных с повреждениями костей таза и нижних конечностей.Все комплекты рассчитаны как на взрослых, так и на детей. 17 марта пострадавшие в автокатастрофе граждане России были доставлены на Родину и размещены в клиниках Москвы.

Уникальная операция в Антарктиде.

В 2008 году во время проведения антарктической экспедиции произошла трагедия. В сложных погодных условиях вездеходы доставляли топливо и продукты со станции «Мирный» на станцию «Восток». На их пути оказалась глубокая трещина, образованная в результате движения ледника. Вовремя остановившись, полярники соорудили мост из деревянных брусьев и железных листов и таким образом переправлялись через трещину. Несколько вездеходов прошли, а один упал в трещину. Водитель-механик погиб. Извлечь погибшего сначала пытались своими силами, потом приглашали промышленных альпинистов из Санкт-Петербурга, но безрезультатно. После этого обратились за помощью в МЧС России.


С декабря 2009 по апрель 2010 года 12 специалистов отряда Центроспас работали в составе 55-й Российской антарктической экспедиции. Их основной задачей было извлечение тела погибшего годом раньше полярника.

Рассказывает Курбан Курбанов, начальник горного поисково-спасательного подразделения отряда Центроспас:

- "Операция действительно была уникальной из-за того, что тело погибшего было сильно зажато в машине, деформированной при падении. Поэтому нужно было не только спуститься в трещину, но и произвести деблокировку с помощью гидравлического инструмента.

Работать предстояло при температуре –20°, хотя в самой трещине было гораздо «теплее»: всего –12°, при этом на поверхности бушевали сильнейшие ветра – до 50 м/сек.! Учитывая столь экстремальные условия, в Антарктиду отправились самые опытные спасатели, великолепно владеющие навыками по альпинизму и уже принимавшие участие в горных операциях по спасению людей из снежных лавин.

Спасатели рассчитывали, что они проведут операцию за 3 дня и успеют отплыть обратно на том же корабле, который и доставил их в Антарктиду. Но тут выяснилось непредвиденное обстоятельство. Оказалось, что за год, прошедший с момента трагедии, ледник сдвинулся почти на 100 метров и координаты места гибели изменились. Визуально найти трещину под 3-х метровым слоем снега было невозможно.

Место удалось найти только путем зондирования. Ширина трещины составила около 6 метров, а спуститься по ледовой стене предстояло на расстояние, равное высоте 9-этажного дома.

Весь набор оборудования был хорошо продуман и укомплектован. Но тут обнаружилось, что вездеход в трещине занесен снегом на 15 метров! Чтобы извлечь тело, нужно было еще пробиться через серьезное препятствие, то есть первоначальная задача усложнилась в разы.

Самым главным при проведении спасательных работ оказалось обеспечение безопасности самих спасателей. Условия были действительно экстремальные – над головой тех, кто спускался в трещину, висел «потолок» в 6 метров высотой, который мог обрушиться в любой момент.

Чтобы обезопасить работы, было сделано всё возможное. Так, прежде чем спускаться в трещину, пришлось обрушить огромную ледовую «люстру» весом несколько тонн, которая висела как раз над местом спуска. Только после этого мы стали пробиваться вперед, зная, что рано или поздно, упремся в упавший вездеход. Представляете, что такое в массе льда и плотного снега пробивать тоннель где-то метров 12? Пришлось работать сразу двумя группами, без отдыха. Пока одна была в трещине, вторая страховала ее наверху, а после обеда сменяли друг друга.

К вездеходу спасателям удалось пробиться только на 5-й день. Из-за сильного ветра очищать снежные заносы над трещиной и налаживать страховку приходилось ежедневно. В один из дней строение, где хранились инструменты, занесло так, что откапывать его пришлось более суток. Тогда придумали следующее: над трещиной возвели крышу, чтобы не попадал снег и начали планомерно добираться до места . Мы уже знали, на какой глубине лежит вездеход, его точное местоположение.

Рыли тоннель во льду, используя электропилы, сделали лестницу, чтобы не спускаться по верёвкам. Прорыв горизонтально метров 12-15, мы четко уткнулись в вездеход, в вековом льду вырубили каверну примерно 2х2 метра и начали работу по извлечению тела, используя гидравлический и электроинструмент. Только на 18-й день тело было поднято на поверхность и доставлено на станцию «Мирный»."

Участники уникальной операции, спасатели отряда Центроспас МЧС России: Константин Александров, Алексей Богорад, Олег Ганиев, Сергей Карев, Михаил Клочков, Андрей Копейкин, Курбан Курбанов, Владимир Легошин, Роман Малышко, Леонид Мартынов, Леонид Радун, Сергей Цветков.

Карта выездов 2009 год (.pdf)

Некоторые выезды отряда на ЧС:
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2010 2011 2012 2013 2014 2015