Некоторые выезды на ЧС сотрудников Центроспаса в 2000 году
Центроспас в Чечне

Гуманитарная акция, город Грозный. (Республика Чечня)

20 февраля по 27 апреля 2000 г. 40 спасателей и специалистов отряда Центроспас были привлечены к работе в рамках гуманитарной акции по спасению и оказанию помощи мирному населению г. Грозного, пострадавшему в период военных действий на территории города. Перед спасателями была поставлена задача - выявить адреса жителей, нуждающихся в посторонней помощи (больных, инвалидов), организовать им регулярную доставку продуктов питания и, по возможности, подготовить к эвакуации эту категорию граждан за пределы республики. Поисково-спасательная операция была сопряжена с трудностями, обусловленным и полным отсутствием нормальных условий жизнеобеспечения, отсутствием служб социального обеспечения. На попечении спасателей находились более 300 человек. Все они остро нуждались в продуктах питания, медицинской и психологической помощи. Результаты работы: обнаружено 380 адресов с людьми, нуждающимися в помощи,доставлено около 5000 порционных продуктовых наборов, оказана медицинская помощь более чем в 2200 случаях,гуманитарную помощь получили 231 человек, эвакуировано за пределы Республики Чечня 65 человек, доставлено в госпиталь 66 человек, принято и передано радиограмм логической помощи от населения более 3500.

Сход селевого потока в Кабардино-Балкарии. (г.Тырныауз)

г.Тырныауз. Год 2000

В июле 2000 года в результате селевого потока город Тырныауз (Кабардино-Балкарская Республика) был практически парализован. Беспомощными перед ЧС оказались не только горожане, но и органы управления, специально уполномоченные предупреждать и ликвидировать чрезвычайные ситуации. Поэтому туда срочно вылетела оперативная группа МЧС России, в состав которой вошли спасатели Центроспаса. Возглавил группу первый заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям Ю. Воробьев. Сложность обстановки была настолько серьезна, что в условиях повышенного риска, когда в любой момент в полуразрушенных домах могли полететь вниз зависшие конструкции, едва ли смог еще кто-то работать, кроме наших людей. Как отметил Ю.Л. Воробьев: "они специалисты. Им не надо подсказывать, что и как делать, они сами лучше любого организатора знают, каким образом выполнить ту или иную задачу". Спасатели ликвидировали последствия крупнейшей ЧС, работали на обрушившихся зданиях, спасали живых и искали тела погибших, извлекали пострадавших из неимоверно трудных завалов, состоявших из грязекаменного потока, перемешанного с обломками, участвовали в решении вопросов жизнеобеспечения города, обеспечивая горожан водой и горячей пищей. Очередной трагедии можно было бы избежать, по словам, Ю.Л. Воробьева, если бы МЧС Кабардино-Балкарии прислушалось к прогнозам и после первого схода селя отселило бы людей в безопасную зону.

Учения в Исландии.

Исландия 2000

Совместные учения российских спасателей и спасателей стран НАТО в рамках программы "Совместный страж - 2000", которые проводились в Исландии в июне 2000 года, прошли успешно. Западные партнеры высоко оценили действия специалистов Чрезвычайной службы России. Наши представители, а в сборную команду вошли спасатели и специалисты отряда Центроспас, продемонстрировали подлинный профессионализм и мастерство при организации и проведении спасательной операции не просто в воде, а в открытом море. Десантирование специальных плотов и самих спасателей в районе "тонущего" лайнера - это была поистине ювелирная работа в чрезвычайной ситуации. Точно так же осуществлялась выброска мобильного госпиталя. Медики уже через несколько минут после приземления приступили к оказанию помощи "пострадавшим".

Пожар на Останкинской телебашне, Москва, 2000 г. (Хроника)

7 августа в 15:08 на пульт оперативного дежурного Центроспаса по Москве поступило сообщение о пожаре на Останкинской телебашне. Первый очаг возгорания был зафиксирован на отметке 470 метров. На место пожара прибыли все экстренные службы Москвы, включая дежурную смену спасателей из Центроспаса. К этому времени пожарные расчеты начали работать на отметке 420 метров для того, чтобы успеть отсечь приближающийся к лифтам огонь. Только с помощью лифтов можно было организовать эвакуацию людей, так как узкие аварийные лестницы башни не были приспособлены ни для спуска людей, ни для прохождения пожарных и спасателей с оборудованием. В 18.15 было принято решение - обесточить башню и перерезать кабель. Когда стало очевидно, что огнетушителями с огнем не справиться, спасатели решили соорудить дополнительную преграду огню из специальной несгораемой ткани. Ее вызвались доставить наверх полковник Владимир Овсюков с лифтером Светланой Лосевой и техником Александром Шипилиным. Они вошли в лифт, когда огонь был уже на отметке 305 метров. Именно в это момент ситуация вышла из-под контроля. Пламя выбилось наружу и охватило машинное отделение лифта. Спасателям и пожарным было приказано срочно спускаться вниз… Тушение пожара продолжалось всю ночь. Лишь к утру стало возможным приступить к поиску лифта с людьми. Его обнаружили на минусовой отметке, ниже уровня первого этажа, заваленным километровым слоем сгоревшего кабеля.

Плачущая гора

Авиакатастрофа ИЛ-18. (Аджария)

По официальным данным, авиакатастрофа произошла 25 октября в 17 час. 22 мин. по московскому времени. В условиях плохой видимости на отметке 890 метров при скорости 470 км в час военно-транспортный самолет Ил-18 врезался в склон тысячеметровой горы Мтиравы (Плачущая гора). Спасатели из Центроспаса первыми начали обследовать зону авиакатастрофы. Им предстояло оценить разброс самолета, визуально оценить объем и сложность предстоящей работы. Несмотря на то, что разброс тел и фрагментов самолета оказался достаточно локальным, проведение операции осложнял крутой склон горы, размытый ливневыми дождями. Требовалась большая подготовительная работа. С этой целью пришлось прорубить несколько многометровых подходов к месту разбившегося самолета, протянуть специальные веревочные тросы для поднятия тел, расчистить площадку на вершине горы для их эвакуации вертолетом. От спасателей требовалась тщательное обращение с телами погибших, особенно с теми, кто оказался в эпицентре взрыва. Катастрофа сопровождалась сильным пожаром, поэтому пришлось исследовать каждый сантиметр поверхности, собирая все, что имело отношение к разбитому самолету и к жертвам. Такая работа крайне необходима для расследования причин катастрофы. Совместно со спасателями из других регионов были найдены и переданы комиссии по расследованию «черные ящики» и параметрические приборы, изучение которых помогло узнать причины аварии. В результате совместных действий всего за три дня - а это минимальный срок для такой сложной поисковой операции - были извлечены тела 72 погибших.

Карта выездов 2000 год (.pdf)

Некоторые выезды отряда на ЧС:
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015